Когда-то люди месяцами и годами преодолевали расстояния, тогда казавшиеся огромными. А сегодня, сев в самолет, через 5−7−12 часов ты уже находишься в другой части света, где другое время, другая температура, другие люди — другой мир! Не вредно ли это для здоровья?
Оказывается — да, вредно. В чем же вред дальних перелетов?
Длительная неподвижность в кресле
Когда человек длительное время сидит в тесном кресле, возникает риск тромбоза. В венах на ногах из-за бездействия, а значит — из-за слабого кровопотока, могут образоваться кровяные сгустки — тромбы. Закупоренная вена — это очень плохо для ноги. Но ведь тромб может оторваться и начать свое путешествие по кровеносной системе человека, а вот это уже смертельно опасно.
Избежать этой проблемы можно очень просто: надо раз в пару часов встать и походить по коридору, размять ноги. Движение крови в ногах усилится — и риск возникновения тромба исчезнет. На некоторое время. Главное — не забывать вовремя встать и пройтись, размять ноги.
Длительная неподвижность в сидячем положении часто вызывает боли в позвоночнике. Во избежание этой неприятности тоже следует регулярно, раз в пару часов, прогуливаться по коридору самолета. Фото: Free-Photos, pixabay.com
Опасность обезвоживания
Стюардессы раздают выпивку, сладкие безалкогольные напитки, чай и кофе — все эти жидкости провоцируют поход в туалет, являясь диуретиками. Организм при этом начинает испытывать обезвоживание. Кровь у человека сгущается, усиливая опасность возникновения тромбов (смотри предыдущий пункт), а слизистые оболочки, немного подсохнув из-за очень сухого воздуха салона, становятся более уязвимыми для бактериального заражения
Если в салоне есть хоть один больной, болезнетворные бактерии, попадающие в воздух в микрокаплях слюны при его дыхании, могут проникнуть в организм его соседей по салону через ослабленные слизистые.
Если вскоре после перелета у вас начались боли в горле или кашель — возможно, причиной их стал пассажир с ОРЗ или ОРВИ, тоже летевший вашим рейсом.
Изменение давления воздуха
При взлете и посадке происходит изменение давления воздуха в салоне. У многих пассажиров закладывает уши, они прибегают к общеизвестным средствам решения этой проблемы. Но если у человека какое-то заболевание среднего уха или даже просто насморк — у него может случиться приступ головной боли, а крайне редко от резкого изменения давления может пострадать барабанная перепонка, требуя последующего врачебного вмешательства.
Ионизирующее излучение при полете на большой высоте
Атмосфера задерживает разнообразные космические ионизирующие излучения. Но современные самолеты летают на высотах от 10 до 12 км — а это уже очень высоко. Давление воздуха на этой высоте почти в 5 раз меньше, чем на поверхности Земли, а ионизирующее излучение во много раз больше, чем на поверхности.
Фото: bulletrain743, pixabay.com
Правда, излучение это не слишком велико: по расчетам ученых, оно примерно в 100 раз меньше, чем доза, которую человек получает при рентгеновском обследовании. Но ведь и рентгеновское обследование рекомендуют делать не чаще одного раза в год. Для обычных авиапассажиров этот фактор не очень важен, а вот для стюардесс и пилотов — это один из постоянных факторов риска. Дозы, получаемые в полете пилотами и стюардессами — предмет контроля центров по профилактике заболеваний авиапредприятий.
Перелетев тысячи километров и счастливо избежав всего вышеперечисленного, не стоит расслабляться. Новый мир — новые проблемы!
Люди тут едят другую, непривычную пищу, пьют воду с другим составом солей. Да просто даже местное время совсем другое! И если вы прилетели в командировку и от вас сразу же требуют работы, то вы попали в переплет.
Работать утром в Хабаровске, когда у вас внутренние часы настроены еще по московскому времени — мука мученическая. Ваш организм уверен, что сейчас два часа ночи — какая может быть работа? Потому в командировку из Москвы в Хабаровск или Петропавловск-Камчатский лучше лететь в пятницу. Чтобы за субботу-воскресенье худо-бедно перестроить свои внутренние часы.
Фото: Free-Photos, pixabay.com
Сам я летал в такие командировки всего несколько раз и всегда приходилось себя ломать, неприятности от неприятия местного времени длились дня по четыре. А поговорив со знающими людьми — студентами, живущими на Сахалине или Камчатке и учащимися в Питере или Москве, летающими такими маршрутами по два раза в год, я узнал, что если самого себя не ломать через колено, то внутренние часы переходят на местное время примерно через неделю. Это если лететь из Питера в Южно-Сахалинск. А вот если лететь в обратном направлении, то аккомодация происходит естественным путем всего за пару дней. При этом при авиаперелете на 3−4 часовых пояса такие проблемы не возникают вовсе.
Почему? Загадка природы.
Проблемы еды и воды
Проблема местной питьевой воды решается методом перебора — надо выбрать из продаваемых в магазинах из типов питьевой воды ту, которая вам покажется наиболее вкусной. Вода из-под крана для питья в общем не рекомендована.
С едой все тоже обстоит достаточно просто: в гостинице в ресторанах подают разнообразную, в том числе и европейскую, еду. Если не нужны проблемы с желудком, то лучше есть знакомые блюда. А если потянуло на приключения — можно взять местное блюдо, но имодиум и активированный уголь необходимо держать наготове, на случай несогласия вашего желудка с местной кухней. Фото: JESHOOTScom, pixabay.com
В общем, несмотря на доступность, дальние перелеты оказывают негативное влияние на здоровье любого человека. И не рекомендованы людям с гипертонией, пожилым, людям, недавно перенесшим целый ряд заболеваний. Ну, а если ты молод и здоров — вперед! Но всегда лучше помнить, что вред здоровью все равно наносит каждый дальний перелет.