К сожалению, к своему совершеннолетию редко формируются личности, как правило, избиратель в восемнадцать лет инфантилен. Зачастую в инфантильности виноваты родители, не культивировавшие с детства у ребенка гражданскую позицию, а значит, по сути, воспитывающие не личность, а еще одну ячейку серой массы. Именно поэтому «ячейка» поступает так, как поступает основная масса: либо голосует как большинство, не задумываясь, либо не голосует вообще.
Да бог с ними, с восемнадцатью годами, ситуация с поколением, которому сорок, мне кажется ничуть не лучше: если спросить, какие выборы намечаются в государстве, абсолютное большинство с улыбкой ответит, что «не интересуется политикой», если копнуть глубже, то и не знает как устроена политическая система России. Такая позиция обусловлена многими причинами, не будем вдаваться в их суть. Лучше давайте вспомним (или откроем для себя впервые), кого же мы выбираем всё-таки каждые несколько лет?
Российская система государственного управления состоит из трёх компонентов: Президента, двухпалатного Парламента (верхняя палата — Совет Федерации и нижняя — Государственная Дума) и правительства. Поскольку в стране провозглашена демократия, то от власти народа зависит выбор 2 компонентов: ветвей законодательной (Государственная Дума) и исполнительной власти (Президент).
Правительство формируется Председателем правительства и утверждается Президентом России. Премьер назначается после представления кандидатуры Президентом в Парламент с согласия Государственной Думы России.
Совет Федерации состоит из 166 депутатов, по двое от каждого региона. Одного представителя назначает глава региона, другого — парламент области, края, республики.
Государственная Дума Российской Федерации за свою новейшую историю претерпела уже достаточные изменения, в суть которых я не хочу вдаваться: важно не то, что было, а то, что здесь и сейчас.
Сейчас мы выбираем нижнюю палату из 450 человек по партийным спискам. Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», принятый 18 мая 2005 г., сменил систему одномандатных списков на партийные. Как и раньше, зарегистрировать кандидатов можно подав в избирком определенное количество подписей избирателей, либо внеся денежный залог в 60 миллионов рублей. Отличия ещё в том, что из формы бюллетеня был исключён кандидат «Против всех», а проходной барьер увеличен с 5 до 7 процентов. После выборов вновь избранные депутаты входят в думские комитеты и комиссии, где и работают над законопроектами, посещая также сессии, фрагменты этих заседаний Государственной Думы РФ довольно часто показывают в новостях.
Что касается системы государственного управления регионами новой России, то когда-то она была абсолютной копией федеральной, сейчас появились некоторые отличия: если раньше глав областей, краёв или республик избирали непосредственно граждане, то теперь кандидатура главы региона вносится Президентом страны на рассмотрение местным представителям народа — региональному Парламенту.
Вот такие взаимосвязи существуют в политической системе России начала двадцать первого века.
Таким образом, для современного гражданина России оказывается очень важным разбираться в политике и голосовать на выборах — мы выбираем тех, кто будет принимать за нас важные решения. Странно роптать на увеличение оплаты ЖКХ, пересмотра ставок налогов, если вы проигнорировали выборы тех, кто эти законы принимал.
Существует, правда, масса стереотипов, одним из которых является мнение «От меня ничего не зависит. Там всё равно напишут так, как надо». Развенчать подобные мифы в вашей голове я постараюсь в следующей статье.