В шахту по путевке
Что мешает превратить минералогический туризм в прибыльное дело
Текст: Ольга Штейн (Свердловская область)
Первое российское золото и месторождение платины, изумруды и александриты, а также множество разновидностей поделочных камней — и все это здесь, на Урале, буквально под ногами. Более благодатной почвы для развития минералогического туризма, пожалуй, не найти нигде в мире. Уральские геологи-минералоги, туриндустрия и власти признают: направление для региона перспективное. Но развивается оно не так быстро, как хотелось бы.
Уральская ассоциация туризма несколько лет назад детально прорабатывала это направление как одно из базовых, рассказал «РГ» исполнительный директор организации Михаил Мальцев. Вместе с Уральским государственным горным университетом сформировали интересные продукты — от стандартных экскурсий по местам добычи и минералогическим музеям до шоу-румов ювелирных компаний.
— Казалось бы, стопроцентное попадание, в том числе с позиции экономики. Но есть объективные сложности. Классических экскурсий туристам уже недостаточно, нужен интерактив — чтобы гость мог участвовать в разработке, добыче, промывке грунта. Здесь против нас играет сезонность: зимой это делать невозможно, потому что лежит снег, летом мешают клещи, поздней осенью — дожди. Остается два месяца: август и сентябрь. Поставить такой процесс на бизнес-рельсы сложно и слишком дорого, — считает Мальцев.
С его оценкой согласны далеко не все эксперты, да и есть в регионе вполне успешные действующие маршруты: проводятся интерактивные экскурсии с промывкой золота и посещением золотодобывающих шахт на «родине первого российского золота» в городе Березовском, на Малышевском месторождении изумрудов — одном из трех крупнейших в мире. Как рассказали «РГ» в министерстве инвестиций и развития Свердловской области, разработан брендовый маршрут «Самоцветные истории Урала», который реализуют турфирмы области. Но турпродукты такого рода по пальцам можно пересчитать и ажиотажного спроса на них не наблюдается.
По мнению специалистов, одна из ключевых проблем — инфраструктура потенциально интересных минералогических маршрутов.
— К нам часто приезжают иностранцы. Пожилые немцы, например, с огромным удовольствием копают, в грязь лезут, но говорят, что не хватает рядом с турмаршрутом гостиницы с теплым душем и кафе с горячей едой, — сетует директор природно-минералогического заказника «Режевской» Артем Сергушин.
На территории этого заказника три участка, обустройство идет пока лишь на одном — в Липовском геологическом парке. Территория уникальная — на ней собрано около 170 видов минералов, и это лишь подтвержденное экспертами количество. Специалисты Горного университета сейчас исследуют и другие образцы, в итоге число может возрасти до 240. Кроме того, в Липовке есть отработанные карьеры, где добывали силикатный никель. Сейчас они затоплены, вода в них бирюзового цвета. Рядом с большим карьером — площадка из цветных глин, карстовые пещеры, смотровая площадка на самой высокой точке…
Благоустройство территории началось здесь несколько лет назад, финансирует его региональное минприроды и экологии. Но это не минералогический туризм в чистом виде, скорее, экологический и познавательный.
— Туристские тропы уже были, — рассказывает Артем Сергушин. — Мы их почистили, установили мусорные ящики, организовали стоянки, экологические тропы. В разработке еще одна протяженностью 1400 метров и обзорная вокруг большого карьера — 4300 метров — с местами для отдыха, скамейками, информационными стендами о минералах, растениях и животных. Уже есть места, где турист может сам «покопаться в породе» — конечно, это искусственно созданные пространства. Планируем обустроить и исторические копи, где можно будет узнать, как добывали минералы в старину. У нас огромное желание развивать свой край, чтобы не только из России туристы приезжали, но и иностранцы. Идеи и возможности есть, все упирается в деньги.
В Режевском заказнике посчитали: если двигаться в прежнем темпе, на обустройство лишь одного Липовского участка уйдет лет десять. А есть еще два — Шайтанский и Адуйский. Там работа даже не начиналась. Где взять на это средства?
— Нужно попытаться привлечь инвестиции со стороны предприятий, — считает Михаил Мальцев. — Я посещал объекты минералогического туризма в Колумбии и Южной Африке, и даже эти не самые передовые страны сделали исключительный по силе и мощности «аттракцион»: с огромным трафиком, приобретением уже готовых, обработанных камней и изделий из них. И это не побочное направление бизнеса, а одно из основных. Нам же сам бог велел.
Как сообщили в областном министерстве, в рамках программы повышения инвестиционной привлекательности региона до 2024 года ежегодно благоустраивают объекты, которые будут или уже включены в туристические маршруты. Уже семь лет организаторы турсобытий могут претендовать на господдержку, например, в прошлом году ее получил фестиваль камня «Самоцветная сторона» в Мурзинке, а в позапрошлом — «Мраморная миля» в селе Мраморском. Но эти мероприятия пока не приобрели широкой известности.
По мнению Мальцева, продвижение — еще один нерешенный вопрос. Впрочем, этим в регионе тоже мало-помалу начали заниматься. Так, сформирован областной совет по развитию туризма: задача временных комиссий — изучать проблематику основных направлений турбизнеса и предлагать решения. В частности, одна из них ведает как раз геолого-минералогическим туризмом, в ее составе — представители геологических музеев, добывающих предприятий, муниципальных и региональных властей. Правда, большинство жителей региона, не говоря уже о его потенциальных гостях, о деятельности совета вообще вряд ли слышали.