Туристу в помощь
Нижегородцы создали приложение, заменяющее гостю города экскурсовода
Текст: Антон Дерябин (Нижний Новгород)
Готово к внедрению изобретение нижегородских ученых, позволяющее сделать максимально точную (вплоть до сантиметра) привязку трехмерной модели объекта к его реальному прототипу.
Как работает приложение? Допустим, вы навели камеру своего смартфона на Нижегородский кремль. И тут же на экране гаджета появляются исторические и архитектурные подсказки, нечто вроде цифрового гида. Причем управлять системой дополнений можно жестами. В январе авторы ноу-хау намерены представить его опытную версию широкой публике.
— Проект мы подготовили к 800-летию Нижнего Новгорода, — говорит Вадим Вишневский, один из разработчиков системы. — Мы хотели, чтобы туристы быстро и просто знакомились с историй городов, не прибегая к услугам профессиональных гидов. В основе разработки — технология компьютерного зрения, которая позволяет оцифровать целое здание за несколько минут при помощи смартфона. Получить некий доход от проекта можно будет за счет рекламы и акций в дополненной реальности от различных заведений, таких как кафе и магазины.
По словам разработчиков (кроме Вадима Вишневского над проектом трудились Игорь Федоров и Владислав Яшков), приложение будет полезно и для незрячих людей — у него есть функция аудиоподсказок. Кстати, для таких жителей приволжской столицы ребята разрабатывают сейчас еще одно приложение — «Доступный город». С помощью камеры смартфон распознает приближающийся автобус и его номер, сообщит об этом, напомнит о нужной остановке. Приложение умеет определять местоположение человека в городе с точностью до нескольких сантиметров.
Вадим Вишневский, Игорь Федоров и Владислав Яшков — вчерашние студенты Нижегородского государственного университета имени Лобачевского — начинали с разработки первых в России очков дополненной реальности (ОДР). О том, что очками для опасных производств заинтересовались крупные компании (прежде всего металлургические), «Российская газета» рассказала в номере от 25 сентября прошлого года. Ведь только в нефтяной промышленности ежегодно происходит около 20 тысяч аварий из-за человеческого фактора. В очках же дополненной реальности человек видит все то же, что и без них, но плюс к этому — полезные инструкции для той или иной операции. Таким образом, риск ошибок резко уменьшается. Сейчас ребята занимаются разработкой программного обеспечения для ОДР.
— В России можно делать крутой софт, в этом мы можем стать лучшими в мире, — считает Вадим Вишневский. — Пока дополненная реальность — это в основном развлечения (покемоны, маски в социальных сетях). Мы же направляем технологию в полезное русло.
Кстати
Среди наиболее распространенных примеров дополнения воспринимаемой реальности — параллельная лицевой цветная линия, показывающая нахождение ближайшего полевого игрока к воротам при телевизионном показе футбольных матчей, стрелки с указанием расстояния от места штрафного удара до ворот, «нарисованная» траектория полета шайбы во время хоккейного матча, смешение реальных и вымышленных объектов в кинофильмах.