Христианство на Руси в качестве государственной религии было принято в 998 году. Памятная историческая дата, посвященная Дню Крещения Руси, отмечается в России с 2010 года. Я не буду вдаваться в общественно-политические рассуждения на эту тему, а хочу показать культурное наследие этого события — красивые храмы, построенные в разные века на просторах нашей страны. Не просто так показать, а через призму истории в объективе наших дней.
На первый взгляд может показаться, что разобраться в русской культовой архитектуре, оставившей за 10 веков существования сотни самых разнообразных церквей и монастырей, простому человеку невозможно. Храм Покрова на Нерли (XII век)
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что первые шесть веков, то есть с X по XV век, оставили после себя не так уж и много каменных памятников. Лучше всего сохранились церковные постройки Пскова, Новгорода, Владимира и Москвы.
Успенский Собор во Владимире. Изначально одноглавый, но уже к концу XII века он стал пятиглавым
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив Николо-Дворищенский собор (XII век) в Великом Новгороде был построен по инициативе и на средства князя Мстислава на Ярославовом дворище
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив Церковь св. Трифона в Напрудном (Москва, 1470−1480 гг.)
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Спасский собор Андроникова монастыря, Москва (XV век), восстановлен в 1960 г.
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
С XVI века начинается настоящий строительный бум, ибо в обиход вошёл кирпич, и здесь уже наблюдается огромное разнообразие и форм, и размеров, и стилей.
Чтобы не потеряться среди них, давайте разделим все интересующие объекты по принадлежности их к заказчику и назначению. Такое деление хотя условно, но понятно и логично.
Монастыри и соборы
Троице-Сергиева Лавра (XIV век)
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
За монастырскими и городскими архиерейскими соборами стояло высшее духовенство и высшая светская власть. Собор Василия Блаженного
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Поскольку назначение этих сооружений не изменилось, то и форма, и композиция, и даже декор, канонизированные 1000 лет назад, почти не менялись вплоть до нашего времени.
Посадские и купеческие церкви
Начиная с XVII века получили широкое распространение посадские церкви, архитектура которых чаще была типовой для данного региона, хотя порой и следовала за модой. Мода на архитектуру, спросите вы? Конечно, это было всегда.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках (Москва, XVII век)
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Царь или князь пытался выделиться, а приближённые подражали, и не только в причёсках и одежде. Тон задавали Москва и Питер, а провинциальное зодчество что-то от них воспринимало, а что-то переиначивало на свой лад, приспосабливая к местным условиям и традициям.
Колокольня Вознесенской церкви Александровского монастыря (Суздаль, XVII век)
Фото: Владимир Прокофьев
Финансировали строительство посадских церквей всем приходом (церкви «уличанские», «кончанские», сельские). Но главную роль играло нарождавшееся купеческое сословие, ибо нувориши всегда склонны к желанию так или иначе выделиться и заявить о себе.
Усадебные церкви
Эпоха Петра I привнесла огромное разнообразие композиционных и декоративных решений, надёрганных из Европы, и породила усадебное строительство, за которым стояло новое дворянское сословие.
Владимирская церковь в Быково (Подмосковье, XVIII век), похожая на сказочный замок
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Самые разнообразные и замечательные церкви и усадебные ансамбли появились именно в XVIII веке. Если раньше на первом месте в усадьбе была церковь, то теперь рядом с ней, а то и вместо неё, появляется дворец. Дворцовая гражданская архитектура вытесняет культовую как в усадьбе, так и в городе. Усадьба в Быково
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Уже к концу XVIII века публика ударилась в античность, то бишь классицизм, где главной проблемой стал вопрос: «Сколько колонн на портике желаете, сэр?» Церковь Николы Белого в Серпухове
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Софийский собор в Пушкине, построен по заказу Екатерины II
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
При этом творческое начало постепенно отходило на второй план, а на первый выходили чисто инженерные и экономические проблемы — как построить быстро и дёшево.
В конце XIX — начале XX вв. классицизм уступает место новой волне поисков «национальных корней». Далее революция и разрушение всего, что было построено до неё. Война объявлена не только дворцам, но и церквям. Красногорский монастырь, Пинега. Был разорён и закрыт в 1920 году
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
После Великой Отечественной войны наступает отрезвление и начинается реставрация разрушенных церквей, но не как культовых сооружений, а в качестве музейных зданий. Ферапонтов Белозерский монастырь (Вологодская область) — музейный туристический объект
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив Фрески Ферапонтова монастыря росписи Дионисия
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Но на первом месте у архитекторов в это время — метро и сталинские высотки. Тоже своего рода храмы. И пирамидальная их композиция, и вертикализм питаются всё теми же идеями.
Сталинская высотка (гостиница «Украина»), Москва
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Эпоха Сталина заканчивается в 1953 году, оттепель, застой, перестройка, и всё заканчивается банальным переворотом 1991 года. Полная смена идеалов, деградация общества, хаос.
Опять начинается игра в Православие и массовое строительство самых разных культовых реплик, правда, уже по современным строительным технологиям. Храм Троицы Живоначальной (2001−2004) на Борисовских прудах посвящён 1000-летию крещения Руси
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Строительство храма в прежние времена — это всегда был шаг в неведомое, попытка создать что-то новое как с точки зрения конструктивной, так и с эстетической. Ныне это всего лишь «промышленное и гражданское строительство»…
Не всем православным храмам так повезло, как этим, сохранившимся. В поездках по стране встречались те, что уже в руинах, и те, что на грани разрушения. Некоторые из них пытаются восстанавливать, и процесс, хотя и медленно, годами, но движется. Спасская церковь, с. Вяз, Кировская область (снято пару лет назад)
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив Она же в январе 2018 г.
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Некоторым повезло меньше, и они печально доживают свою жизнь. Церковь Покрова на Лузе (Кировская область). Труднодоступный храм, едва ли будет восстановлен
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив Церковь Бориса и Глеба, Переславль-Залесский
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Но не будем о грустном. Посмотрите лучше еще фотографии красивых храмов России. Все ж памятная дата сегодня, День Крещения Руси. А храмы — культурное и архитектурное наследие этого события.
Успенская церковь в Кондопоге (Карелия)
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив Музей деревянного зодчества «Витославлицы», около Великого Новгорода
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив Кижи
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив Купола в Кижах
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив Кижи
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив Знаменская церковь в Дубровицах (Подмосковье)
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив Знаменская церковь в Дубровицах (Подмосковье)
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив Необычный купол Знаменской церкви в Дубровицах
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив Ростов Великий
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив Ростов Великий
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив Ростов Великий
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив Ростов Великий
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив Соловецкий крест
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив Стены Соловецкого монастыря
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив Соловки
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив Соловки
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив Соловки
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив Морской собор, Кронштадт. Так выглядел собор в 2008 году
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив Он же в 2018-м (другой ракурс). Красиво, но прошлый был атмосфернее
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив Храм Спаса Нерукотворного Образа, с. Кукобой Ярославской области. Удивительный объект в самой глубинке страны
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив Троице-Сергиева Лавра
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив Новодевичий монастырь
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив Можайск
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив Суздаль
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив Собор Петра и Павла в Петергофе
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив