23 июля 1911 года, в три часа утра, на Комендантском аэродроме в Санкт-Петербурге собрались тысячи жителей и гостей столицы. Их внимание было приковано к действию, которое происходило в России впервые. Сразу 11 летчиков на 9 аэропланах должны были взять старт с аэродрома для того, чтобы совершить массовый перелет по маршруту Санкт-Петербург-Москва.
Три летчика — Александр Васильев, Сергей Уточкин и Владимир Слюсаренко были опытными пилотами, для остальных этот перелет был практически первым, так далеко они не летали. С самого начала старта стало ясно, что далеко не всем пилотам удалось подготовить свои летательные аппараты должным образом. Например, тому же Александру Васильеву удалось стартовать только в 3 часа 37 минут. Понятно, что на лавры победителя первого этапа — до Новгорода — он рассчитывать явно не мог.
20-летний Лерхе «облетел» всех…
После взлета лидерство захватил (как и положено) балагур Сергей Уточкин. Первые полчаса он летел с достаточно высокой скоростью, и ничего не предвещало неудачи. Но в 10 километрах от Новгорода неожиданно забарахлил двигатель, и летчик был вынужден приземлиться непосредственно на дороге, ведущей к городу. К счастью, по всему маршруту перелета были расставлены «спасательные команды». Одна из них сразу же подбежала к приземлившемуся аэроплану. На счастье это были солдаты Выборгской мастерской, которые за несколько минут «подремонтировали» аэроплан, и Уточкин продолжил свой полет.
Первым к Новгороду подлетел пилот Михаил Лерхе. Но он не успел толком порадоваться своей удаче — через несколько километров его аэроплан потерял управление и рухнул в один из оврагов. К счастью, Михаил отделался легким испугом, но о продолжении полета не могло быть и речи. А вот некоторым другим пилотам повезло значительно меньше: в частности, летательному аппарату, которым управлял Владимир Слюсаренко. По условиям соревнований, летчику, который доставит в Москву пассажира, полагался большой приз, а потому Слюсаренко посадил рядом с собой Константина Шиманского.
Этот перелет — безумие?
Владимир, оставшийся в истории российской авиации первым инструктором, подготовившим женщину-пилота Лидию Звереву, поднял свой аэроплан после многочисленных ремонтов только на третий день утром. Внезапно в районе деревни Московская Славянка, что вблизи Царскосельского шоссе, забарахлил мотор. Слюсаренко перевел машину на планирование и стал выбирать площадку для приземления. По его рассказу, пассажир Шиманский повел себя в этой ситуации очень нервно: пытался вмешаться в управление самолетом и даже схватил летчика руками за шею. Эта борьба в воздухе, естественно, кончилась плохо: самолет перевернулся вверх колесами и рухнул вниз. Слюсаренко остался жив, хотя и сильно покалечился (несколько месяцев после полета он провел в больнице), а вот Константина Шиманского, который сильно ударился головой, привести в чувство врачам так и не удалось, он погиб.
Чуть-чуть перелетев Новгород, так и не удержался на воздушной трассе Сергей Уточкин. У села Зайцево пилот попал в сильную «болтанку». Аэроплан резко снизил высоту, и Уточкин, чтобы не расшибиться, выключил мотор. За считанные метры до земли он выпрыгнул из машины в неглубокую речку в овраге. Приземление можно назвать как удачным, так и неудачным. К плюсам можно отнести тот факт, что Уточкин остался жив, к минусам — при этом летчик получил серьезные травмы: перелом ноги, вывих ключиц, коленной чашечки, тяжелые ушибы грудной клетки, головы…
Пилота местные крестьяне доставили в больницу, где к нему в палату пришел Михаил Сципио дель Кампо, потерпевший аварию здесь же, под Новгородом. Дель Кампо бодрился и похвастал, что как только механик починит аэроплан, он тут же продолжит полет. В ответ Уточкин произнес: «Доктор, прикажите поставить тут рядом другую кровать. Через полчаса сюда привезут этого сумасшедшего!»
Лучше бы он так не шутил. Дель Кампо продолжать полет так и не смог, а травмы, полученные Уточкиным, существенно осложнили ему жизнь — у пилота начались сильнейшие головные боли, которые он снимал с помощью морфия. Вскоре из-за пристрастия летчика к наркотическим веществам его покинула любимая жена, что, в конце концов, сломало психику Сергея. Спустя два года он впервые попал в психиатрическую больницу…
Из девяти — один…
…До финиша долетел только аэроплан, управляемый Александром Васильевым. За время перелета пилот совершил только одну невынужденную посадку, но многочисленные зрители, встречавшие героя спустя 24 часа в Москве, на Ходынском поле, оказались жестоко разочарованы. Васильев тут же, едва сойдя на землю, начал кричать, что авиаторов «послали на верную смерть» и что «этот перелет — позор для всей России!». И тем не менее беспристрастные члены жюри отметили, что из Санкт-Петербурга в Москву Васильев добрался за 24 часа 41 минуту, проведя при этом в воздухе 9,5 часов.
Судьбы героев первого перелета сложились по-разному. Александр Васильев в 1914 году, с началом Первой мировой войны, прибыл на фронт вместе со своим другом Александром Кузьминским (он совершил перелет по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Санкт-Петербург за 10 часов 52 минуты спустя два года, в июле 1913 года). Первый полет Васильева с пассажиром (генерал-лейтенантом Мартыновым) закончился трагически — из-за повреждения мотора осколками снаряда Васильеву пришлось сделать вынужденную посадку в районе Львова. Через линию фронта он так и не перетянул, и оказался в австрийском плену.
Далее существуют по крайней мере две версии окончательной судьбы прославленного пилота. По одной из них (дореволюционной) Васильев бежал из плена, был пойман, посажен в лагерь для военнопленных с более суровым режимом, где заболел и умер. По другой (советской) — летчик был освобожден в 1917 году, перешел на сторону красных, сражался с белогвардейцами и погиб в 1918 году. Мне более правдоподобной кажется первая версия.
Кому как Бог дает…
Сергей Уточкин, как известно, оказался в психиатрической больнице. В 1915 году он предпринял попытку попасть в Зимний дворец и лично увидеть царя, которому намеревался рассказать о перспективе развития авиационного дела в России. Пациента психиатрической лечебницы к царю не пустили. Но мало кто знает, что до своего занятия воздухоплаванием Сергей Уточкин был замечательным пловцом и яхтсменом, фехтовальщиком и боксером, конькобежцем и бегуном, но особенно прославился как велосипедный гонщик. В течение 17 лет не сходил он с трека и одержал бесчисленное множество побед в России и за границей.
К сожалению, работать ему так и не дали, и спустя четыре года после исторического перелета это был полуголодный и нищий человек. В декабре 1915 он заболел воспалением легких в тяжелой форме. В новогоднюю ночь на 1916 год, после кровоизлияния в легкие, прославленный авиатор скончался.
Владимир Слюсаренко вскоре после выхода из больницы женился на Лидии Зверевой, а спустя считанные годы похоронил ее (первая летчица скончалась от сыпного тифа), женился во второй раз. С новой женой сразу после революции они оказались в Харбине, потом перебрались в Австралию. Прославленный летчик умер в 1968 году на 80-м году жизни.