Рассказывая о Калининградских достопримечательностях, опишу свои впечатления от Музея янтаря, который находится почти на берегу Верхнего озера, вблизи площади маршала Василевского, в крепостном сооружении «Башня Дона» рядом с Росгартенскими воротами.
Перейти к предыдущей части статьи
До недавнего времени он являлся единственным музеем России (но вторым во времена СССР, после литовского в Паланге), где все можно узнать о янтаре — о его зарождении в доисторический период из смолы деревьев, о добыче, обработке, полезных свойствах, и до произведений искусства из него, созданных в наши дни. Росгартенские ворота
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив
Однако 19 октября 2018 года в Санкт-Петербурге, на Перинной линии Большого Гостиного двора, состоялось открытие Музея янтаря Александра Крылова. Да, туда переехали все авторские работы заслуженного художника РФ, вице-президента Всемирного Совета по янтарю и участника проекта воссоздания Янтарной комнаты, её хранителя — Александра Михайловича Крылова. А мне повезло их увидеть 23 августа. Хотя, конечно, я побываю в его музее и в Петербурге.
Но вернемся в Калининградский музей. Двор Музея янтаря
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив
Он очень изменился после того, как я была там в 2002 году. Стал просторнее, размещается на трех этажах знаменитой «Башни Дона», имеет 28 залов, а коллекция насчитывает около 16 тысяч единиц хранения. В музее появились технические возможности для людей с ограниченными возможностями, передвигающимися на колясках, есть подъемная платформа, которая доставит их на второй этаж здания.
На первом этаже, кроме гардероба, касс и информационного отдела, находится много киосков-прилавков с разнообразными изделиями из янтаря, на любой вкус и разной цены. Конечно, цены здесь выше намного, чем на острове Канта или на рынке, но, как говорят продавцы, есть гарантия, что янтарь натуральный, не подделка. Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив
Музей оснащен интерактивными экранами, где можно получить различную информацию о янтаре и экспонатах. Постоянная экспозиция музея размещена в основном на втором этаже. Вся она делится на две части.
Первая, естественно-научная часть, представляет в витринах различные по весу, цвету, степени прозрачности образцы янтаря. Здесь экспонируется самый крупный из добытых в России «солнечный камень», который весит 4280 грамма. Можно увидеть образцы с инклюзами — застывшими внутри насекомыми, веточками. Правда, фотографировать не всегда получается из-за бликов и неправильно направленного света ламп.
Во второй, культурно-исторической части, собраны украшения и предметы быта из янтаря в разные эпохи, начиная с древности. Из советского прошлого
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив
Ведь янтарь известен с очень давних времен. Например, на Руси его называли алатырь, или латырь-камень, и приписывали ему чудодейственные свойства. Я не однажды слышала, что якобы янтарные бусы помогают сохранить здоровье щитовидной железы. Зеркало Летний сад
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив
В музее увидела янтарную картину о литовской легенде про Юрате и Каститиса, которая объясняет происхождение камня как слезы морской богини по своему возлюбленному. В Паланге когда-то даже было скульптурное изображение этих легендарных героев. Картина из янтаря
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив
Кроме постоянной экспозиции, постоянно устраиваются временные выставки, они размещаются на третьем этаже. Кстати, на посещение выставок нужен отдельный билет. Выставки периодически обновляются, представляют зрителям настоящие произведения искусства, прекрасные авторские работы из янтаря! В августе экспонировались работы Петербургских художников по янтарю — уже упомянутого А. М. Крылова и А. А. Журавлева.
Меня очень впечатлили прекрасные портреты Петра Первого, Александра Второго, Александра Невского, И. Канта, Л. Толстого, выполненные художником Александром Александровичем Журавлевым в его творческой мастерской. Петр I
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив Александр Невский
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив Иммануил Кант
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив
Этот художник-реставратор работал вместе с А. Крыловым над воссозданием Янтарной комнаты, принимал участие в создании Калининградского Музея янтаря в 70-е годы, являлся членом Мирового Совета Янтаря, но, к сожалению, трагически погиб в декабре 2009 года.
Потрясающе выполнен цикл икон Александра Крылова. Они изготовлены в технике флорентийской мозаики с использованием янтаря, дерева, кости, фольги. Это «Святой Николай Чудотворец», «Святой Георгий Победоносец», «Царская семья», «Иверская Божья Матерь» и другие. Мне не приходилось прежде видеть икон из янтаря.
Перед нами Триптих, где в центре изображен Господь-Вседержитель, слева — Богоматерь, справа — архангел Гавриил. Триптих
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архивВладимирская Богоматерь
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архивСвятой Георгий Победоносец
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив Св. Николай
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архивКрасиво выполнен портрет нашего великого поэта А. С. Пушкина. Портрет А. С. Пушкина
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив
Но самый удивительный экспонат выставки — скрипка из янтаря, на которой можно играть! Автор, А. М. Крылов, пишет, что он ее создал для себя, хотелось проверить свои возможности. И хотя звук этой чудо-скрипки не для консерваторского звучания, играть все-таки можно, по его просьбе выдающийся скрипач Сергей Стадлер поиграл на ней. Янтарная скрипка
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив
Вот на этом, пожалуй, закончу свой рассказ о Калининграде и его достопримечательностях, которые, естественно, за неполных четыре дня я смогла бегло посмотреть. Но город мне так понравился, сюда хочется вернуться, он растет, развивается, молодеет. Здесь хорошо сочетаются старинные сохранившиеся здания-сооружения и современные объекты. После малолюдной, увядающей Литвы самый западный город России радует яркими красками, бодрым настроением.