Понятие «гламурный» является неотъемлемой частью современности. Семантика слова «гламур» углубляется, возникает скрытая коннотация: гламурный человек — не только внешне привлекательный, но прежде всего уверенный в себе и своем успехе.
Такие понятия, как светский, модный, элитарный, привилегированный, престижный, эстетический, высокий, являются доминирующими и стилеобразующими в контексте журналов, повествующих о новых тенденциях моды, искусства, культуры.
История женских отечественных журналов насчитывает около 230 лет. За это время многое было найдено и опробовано издателями, обозначился особый круг тем и проблем, интересующих женскую целевую аудиторию, появилась традиционная система рубрик, манера подачи материала, способы позиционирования изданий на рынке и т. д. Кроме того, анализ практически неосвоенного исследователями мощного пласта публицистики и беллетристики женских журналов способен внести дополнительные краски и оттенки в общую палитру истории развития отечественной культуры, литературы, журналистики, общественной мысли. Современность позволяет и по-иному взглянуть на некоторые особенности советского периода развития гламурной прессы.
В России первые журналы «для дам» адресовывались женам и дочерям высокопоставленных чиновников. Издатели с большим уважением относились к своим читательницам и уже в обращении давали им высокую оценку. Издатель первого женского журнала «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» (1779 г.) видел в них только «прекрасный пол», авторы «Журнала для милых» (1804 г.) — «богоподобные создания», в «Кабинете Аспазии» (1815 г.) о читательницах писали как о «первом украшении государств просвещенных», в журнале «Лучи» (1855 г.) — как «о воплощении небесного в земном» и т. д.
Первые журналы для женщин были литературными, в них помещались стихи, баллады, элегии, эпиграммы, повести.
На различные вкусы светских модниц выходили журналы мод, как правило, с последними новинками из вечной столицы моды — Парижа. Для домохозяек и рукодельниц — многочисленные журналы по домоводству. Издатели настолько заботились об увеличении числа своих подписчиц, что постоянным читательницам высылали всевозможные подарки — домашние энциклопедии, платки, броши и т. д. Здесь, действительно, можно было найти немало изображений красавиц и советов красоты, у женщин эти журналы пользовались огромной популярностью.
Журналы поддерживали образ самостоятельной женщины, способной учиться и употребить знания в собственном деле, беспокоились о душевном состоянии женщины, ее творческом мире, будь то светская дама конца 18 века, или интеллигентка конца 19-го.
В 90-е годы XX века в системе средств массовой информации России происходят существенные преобразования. Два советских женских журнала — «Крестьянка» и «Работница», а также журнал «Здоровье», фактически являющийся женским чтивом, потеснились, уступая место русским версиям западных глянцевых женских журналов. Первым таким западным журналом была немецкая «Бурда» (Burda), поначалу практически полностью состоявшая из моделей одежды и приложенных к ним превосходных выкроек, спровоцировавших бум занятий шитьем и рукоделием среди женщин позднесоветского периода.
Не случайно пришедшие на российский журнальный рынок во второй половине 1990-х именно женские иностранные журналы — сначала «Космополитен», затем «Элль», а потом и другие издания (Harper’s Bazaar, Vogue, L’Officiel, Life Style, Marie-Claire, Shape и др.), имели в нашей стране столь бурный, поистине беспрецедентный успех .
Появилось огромное количество российских журналов («ОНА (SHE)», «Домовой», «Караван историй», «Gala (Гала)», «Красота и здоровье», «Женское здоровье», «Домашний очаг», «Женские хитрости» и др.), в том числе и «тонких», «массовых», дешевых (это в первую очередь журналы издательского дома «Бурда», такие, как «Лиза», Burda, Verena, «Даша», Anna, Sabrina и др.).
Велико также число теле- и радиопрограмм, а также интернет-ресурсов, посвященных женским проблемам и выполняющих аналогичные женским журналам функции.