Гидом будешь?
Арктический туризм остро нуждается в кадрах
Текст: Алексей Михайлов (Мурманская область)
После полугодового спада туристическая отрасль Заполярья восстанавливается уверенными темпами, заявляют представители турбизнеса региона. По словам президента ассоциации «Арктические гиды» Владимира Онацкого, за истекшее лето и начавшуюся осень внутренний турпоток опередил показатели аналогичного периода прошлого года. Бурное развитие отрасли выявило острый кадровый дефицит, хотя в 2020 году в Мурманской области среди абитуриентов вузов наблюдается настоящий бум туристического направления — конкурс составлял шесть человек на место. По примерным оценкам руководителей предприятий, сегодня туристической нише Мурманской области недостает около тысячи сотрудников.
— Большое преимущество получили те компании, которые работают с российскими туристами, — отмечает Владимир Онацкий. — В частности, на услуги предприятий моих коллег хороший спрос, каждый день проводятся по несколько экскурсий. Основные клиенты — туристы из Москвы, и так продолжается последние лет пять. Внутренний туризм становится реальной альтернативой выездному. В частности, в селе Териберка этим летом наблюдался рекорд посещаемости туристами. Конечно, это оценка приблизительная, но в Териберке рост количества приезжающих налицо. С одной стороны, это очень радует, с другой — мы столкнулись с большим дефицитом хороших гидов. Эта ситуация часто возникает зимой. Экскурсоводов много, но среди них мало по-настоящему квалифицированных, а доверять своих туристов кому попало мы не можем.
— Трудности есть, соглашается руководитель проектного офиса Мурманского арктического государственного университета Анна Попова.
— Решением этой проблемы может быть подготовка и повышение квалификации, и мы в этом стараемся участвовать: недавно у нас проходил курс переподготовки экскурсоводов, на котором обучались более 30 сотрудников туристических компаний, — рассказала Анна Попова. — Есть еще один инструмент — общественная аккредитация. В августе было подписано соглашение с Федерацией рестораторов и отельеров, члены которой будут участвовать в общественной аккредитации обучающих программ. Общественные эксперты помогут внести необходимые коррективы в программы, чтобы их выпускники действительно были востребованы работодателями.
Еще один аспект проблемы — слабая связь образовательных организаций с бизнесом. Подготовка специалистов по туризму ведется много где, в том числе и в Санкт-Петербурге. Но те жители Мурманской области, кто учится в Петербурге, чаще всего не возвращаются. Кроме того, один из важнейших аспектов развития туризма в высоких широтах — это «арктичность» обучающих программ, поскольку арктический туризм серьезно отличается от туризма других регионов.
— Образовательные программы должны предусматривать большое количество практики. Будем наращивать ее уровень, — отметила Анна Попова. — Мы обращаемся к предпринимателям с предложением вместе решать эту задачу — например, сопровождать студентов во время учебы. Тогда появится возможность подкорректировать их компетенции еще до выпуска.