Битва за Кубу: кто будет возить россиян на Остров Свободы
Елена Ганжур
Forbes Staff, обозреватель Forbes
Россия возобновила авиасообщение с Кубой и Сербией с 15 октября. С 1 ноября — с Японией. Впрочем, количество рейсов пока ограничено, а перевозчики и аффилированные с ними туристические компании проявили крайнюю заинтересованность только к кубинскому направлению. Как оставшаяся без «зимовки» в Азии туриндустрия будет делить его?
Правительственное распоряжение от 14 октября разрешает только два рейса на Кубу в неделю, что для оставшейся в осенне-зимний период без пляжей Юго-Восточной Азии российской туриндустрии явно недостаточно. На квоту претендуют Nordwind Airlines, принадлежащая туроператору Pegas Touristik, и Azur Air, которой владеет оператор Anex Tour. Год назад у них было семь-девять рейсов в неделю на остров на двоих. Просит свою долю и «Аэрофлот», выполнявший до пандемии пять рейсов в неделю в Гавану.
Куба без Варадеро
После новости об открытии нового направления ряд туроператоров начал предварительную продажу туров на Кубу. Запросы от туристов есть, но фактически продавать путевки операторы пока не могут из-за ограниченной квоты и неопределенности, кто из авиаперевозчиков будет летать по двум открывшимся кубинским направлениям — курорты Кайо-Коко и Санта-Клара дважды в неделю.
«Сейчас радует открытие любых направлений, — говорит исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. — Спрос будет, особенно на Кубу, потому что список стран для пляжного отдыха из России ограничен».
В 2019 году Кубу посетили 178 000 российских туристов, по данным АТОР, — это около 2% от общего выездного турпотока из России (около 10 млн туристов). Туры на кубинские курорты Варадеро, Санта-Клара, Кайо-Коко, Ольгин и Камагуэй предлагали практически все крупнейшие туристические операторы. «С ноября по апрель Куба входит в список популярных стран для отдыха россиян, хотя и с большим отрывом отстает от лидеров», — говорит Майя Ломидзе. Для сравнения: Таиланд в прошлом году посетили почти 1,5 млн человек, Вьетнам — 646 500 российских туристов.
В связи с ограниченным выбором пляжных направлений (доступны Мальдивы, ОАЭ, Танзания) у Кубы куда больший потенциал, чем годом ранее. «Туристы так соскучились по путешествиям, что готовы терпеть многие неудобства и ограничения, делая скидку на обстоятельства времени. Стоимость путевки на Кубу сопоставима с отдыхом на Занзибаре, в два раза дешевле отдыха на Мальдивах и на 15-20%, чем в ОАЭ», — комментирует новость о возобновлении полетов пресс-служба туроператора «Интурист».
Количество россиян, посетивших Кубу, ежегодно растет в среднем на 30%: в 2017 году здесь отдохнули 105 000 человек, в 2018 году — уже 137 000. На фоне растущего спроса в прошлом году «TUI Россия» и Coral Travel впервые запустили собственные чартеры на остров. Еще два крупных игрока существенно расширили чартерную и регулярную авиаперевозку на кубинские курорты: Pegas Touristik совершал в прошлом году 20 рейсов в месяц на самолетах собственной авиакомпании Nordwind Airlines (в том числе регулярные); Anex Tour — 15 рейсов в месяц на бортах подконтрольной ему Azur Air. Туры на Кубу с перелетом на прямых регулярных рейсах «Аэрофлота» в прошлом году предлагали «Интурист», TEZ Tour, «ПАКС».
Два претендента
Когда было объявлено о возобновлении авиасообщения между Россией и Кубой, первой заявила о себе Nordwind Airlines, принадлежащая туроператору Pegas Touristik. «У нас уже были допуски от Росавиации на регулярные рейсы Кайо-Коко и Санта-Клару с прошлого года, есть они и сейчас, — комментирует генеральный директор Pegas Touristik Анна Подгорная. — На данный момент мы ждем решения Росавиации. Как только получим, будем готовы продавать турпакеты и объявить даты начала полетной программы». По итогам 2019 года Pegas Touristik отправил 16 000 туристов в Кайо-Коко (39 рейсов), 8000 туристов в Санта-Клару (23 рейса), 26 000 на Варадеро (60 рейсов). В сумме это почти 30% российского турпотока на Кубу в прошлом году. Компания основана в 1990-е годы при участии предпринимателей из Турции, в том числе Рамазана Акпынара, президента и владельца компании. Бизнесмен также возглавляет совет директоров авиакомпании Nordwind Airlines, 100% которой туроператор купил в 2008 году. По итогам 2019 года, Nordwind Airlines перевезла более 7,7 млн пассажиров.
Также, не дожидаясь официальных заявлений Росавиации, конкурент Pegas Touristik — Azur Air — анонсировала начало полетной программы на Кубу. Авиакомпания входит в международный туристический холдинг ANEX Tourism Group (в России — бренд Anex Tour и «Интурист»), основанный в 1996 году предпринимателем турецкого происхождения Нешетом Кочкаром. По итогам 2019 года Azur Air перевезла 5,8 млн пассажиров. Компания заявила, что с 4 ноября будет выполнять чартерные рейсы дважды в неделю по маршруту Москва — Кайо-Коко. С 5 ноября — один чартерный и один регулярный рейс в неделю по маршруту Москва — Санта-Клара. «Рейсы запланированы только из Международного аэропорта Внуково на воздушных судах Boeing 777-300ER, флагманских в парке компании», — говорится в официальном сообщении перевозчика. На вопрос Forbes о получении разрешения на чартерные рейсы в компании на момент публикации материала не ответили.
«Воздушное сообщение с Кубой открылось сразу в два пункта прибытия, поэтому регулярные рейсы разделят поровну Nordwind Airlines и Azur Air», — заявил Forbes источник в Росавиации. По его словам, объявленная ранее квота на два полета в неделю из России в Кубу увеличиваться не будет: перевозчики будут меняться между собой, в зависимости от загрузки бортов. «Планируется, что перевозки на Кубу будут выполнять Nordwind Airlines и Azur Air — назначенные авиационными властями России (Минтранс России). Перевозчики определены, исходя из наличия соответствующих коммерческих прав и договоренностей авиационных властей о воздушном сообщении между Россией и Кубой», — сказали Forbes в пресс-службе Росавиации.
Квотированием остался недоволен другой крупный перевозчик — «Аэрофлот», утверждает источник на туристическом рынке. Авиакомпания, по его словам, предлагает увеличить число рейсов в неделю, дополнив их новыми направлениями: Гаваной и популярным курортом Варадеро. «Аэрофлот» отказался комментировать ситуацию до объявления Росавиации. «Вопрос увеличения количества рейсов будет приниматься с учетом санэпидемилогической ситуации в странах и в соответствии с решениями Оперштаба», — сообщили в пресс-службе Росавиации.
Что касается цен, то, по оценке Ломидзе, средняя стоимость путевки на Кубу в 2019 году составляла 70 000 рублей на человека. «Увеличение цен в этом году не произойдет, — уверяет Анна Подгорная, генеральный директор туроператора Pegas Touristik. — После простоя кубинские отельеры будут стараться дать конкурентные цены». В «TUI Россия» ожидают снижения прошлогодних цен на путевки на Кубу до 20% благодаря спецпредложениям от отелей, заинтересованных в российских туристах.
А что Сербия и Япония?
По данным АТОР, в 2019 году Япония за год приняла 120 000 туристов, Сербия — 107 000 туристов. Осень и зима — низкие сезоны для поездок в Японию и Сербию, говорит Майя Ломидзе. Это подтверждают данные продаж OneTwoTrip: в прошлом году спрос на билеты в Японию держался до октября, в Сербию — до ноября, а затем постепенно снижался. В 2019 году средняя цена за билет до Токио составляла 13 000 рублей, в Сербию — 9000 рублей. Сейчас средняя стоимость авиабилета в одну сторону с вылетом в ноябре из Москвы в эти города составляет 30 000 и 13 000 рублей соответственно. «Удорожание почти в два раза связано с ограниченным предложением на авиабилеты, однако говорить о росте цен на направления как о тенденции рано: они могут измениться», — уточняет Елена Шелехова из OneTwoTrip.
Регулярные рейсы Москва — Белград дважды в неделю (по четвергам и субботам) будет осуществлять «Аэрофлот». Первый рейс улетел в субботу, 17 октября. OneTwoTrip прогнозируют спрос на это европейское направление: безвизовый режим, недорогой и быстрый перелет. Добраться до Белграда быстрее, чем до других городов открывшихся стран (Япония, Куба, Мальдивы, ОАЭ, Египет и другие). «Направление недооценено, — добавляет Елена Шелехова. — В Сербии множество интересных памятников истории и архитектуры, разнообразная природа, вкусная кухня, и отдых там всегда считался достаточно бюджетным». При этом туроператоры путевки в Сербию пока не продают. В прошлом году «TUI Россия» отправляла на отдых туристов в Сербию только по запросу. Anex Tour ранее не работал с направлением, но рассматривает такую возможность сейчас, после объявления об открытии страны.
Авиакомпания, которая будет осуществлять рейсы до Токио, пока неизвестна. Согласно информации на официальном сайте посольства Японии в России, документы на визу для посещения страны с целью туризма на данный момент не принимаются. Въезд в Японию разрешен с 1 октября лишь двум категориям иностранных граждан: тем, у кого есть «Сертификат, определяющий статус заявителя в Японии» (Certificate of Eligibility), а также гражданам, которые едут в краткосрочную деловую поездку, с целью культурного или спортивного обмена.